Армавирскому финансово-экономическому институту - 10 лет!
С   ю б и л е е м,  к о л л е г и !

С п е ц и а л ь н ы й   в ы п у с к • 24  м а я   2 0 0 2   г о д а
                                                                                                      ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС
А Р М А В И Р
      Главной предпосылкой возникновения нашего города стало включение кубанских земель в состав России. Много ве-ков в широкой округе нынешнего Армавира не было каких-либо постоянных поселений. Первым форпостом Российской державы здесь стала крепость Царицынская, основанная
А.В. Суворовым в 1778 г. Однако просуществовала она лишь несколько месяцев, а потом была срыта. В 1784 г. на высоком правом берегу Кубани командующим Кавказской армией П.С. Потемкиным была воздвигнута крепость Прочный Окоп, остатки которой впечатляют до сего дня, будучи видны из многих точек города. Этим раз и навсегда определилось включение наших мест в границы Российского государства.
      Более 160 лет назад, под защитой пушек крепости Прочный Окоп, возникает небольшой аул черкесо-гаев (гор-ских армян) - будущий Армавир. Предки горских армян пе-реселились в Черкесию из Крыма в XV-XVII вв. Прожив в горах около 300 лет, армяне в значительной мере утратили свой национальный облик, переняв у адыгов их язык, нравы и особенности быта, сохранив, однако, свое этническое са-мосознание и христианскую армяно-григорианскую веру.
     Выход черкесо-гаев с гор Северного Кавказа возгла-вил начальник Кубанской линии - генерал-майор барон Григорий Христофорович фон Засс, ставка которого нахо-дилась в крепости Прочный Окоп. Этот человек стал осно-вателем Армавира. Под руководством российского генера-ла на левом берегу Кубани в 1837 г. возникает небольшой аул горских армян. В 1839 г. поселение переместилось ближе к устью р. Уруп, против крепости Прочный Окоп. Этот год считается официальной датой рождения Армави-ра. В документах российской военной администрации аул черкесо-гаев именовался Армянским селением. Позднее, по инициативе ставропольского армянского священника Петроса Патканяна, аул получил название Армавир в честь первой столицы древнего армянского царства.
      Аул являлся укрепленным поселением, был окружен глубоким рвом и земляным валом с двумя плетнями наверху. У трех ворот этой ограды круглосуточно дежурила стража. Даже вокруг сооружаемой армянской Успенской церкви бы-ла построена крепостная стена, ибо первый неоконченный деревянный храм был сожжен черкесами. Многие жители принимали непосредственное участие в боевых действиях как в составе собственных милицейских отрядов, охраняв-ших российскую границу по Кубани, так и в рядах регулярных войск.
Постоянная угроза горских набегов препятствовала развитию скотоводства и торговли. Но именно скотоводство являлось одним из главнейших промыслов жителей аула. Земледелие было развито слабо и базировалось в основном на труде крепостных. В 1875 г. через аул была проведена Владикавказская железная дорога, что послужило мощным толчком для развития местной экономики. В Армавир хлынул поток переселенцев из Центральной России. Находящийся на главной линии железной дороги, в центре обширного плодородного района, Армавир быстро пре-вращается в крупнейший на Северном Кавказе центр по экспорту пшеницы. В то время главным мировым рынком хлебной торговли был американский город Чикаго. По аналогии с ним Армавир называли "русским Чикаго" - в начале XX века здесь действовало более 40 фирм по закупке зерна.
       Ввозились, прежде всего, мануфактура, лес и сельхозтехника, продажу которых вели около полутора десятка отечественных и зарубежных фирм.
       С конца 70-х годов XIX века село становится крупнейшим на Северном Кавказе центром мануфактурной торговли. Современники-экономисты отмечали, что Армавир по масштабам своих торговых оборотов является "Москвой для Северного Кавказа", а жители окрестили его "маленькой Москвой". По словам очевидцев, в начале XX века местные магазины "…нисколько не уступают магазинам Москвы и Санкт-Петербурга".
      В конце XIX-начале XX века селение быстро принимает облик города, сопоставимого с крупным губернским центром. На улицах появляются первые автомобили, регулярно устраиваются показательные полеты авиации.
      В 1913 году в Армавире имелось пять первоклассных гостиниц. Самая роскошная и обширная 4-этажная "Большая Московская" была оборудована лифтом, а для встречи приезжих на вокзал посылался собственный автомо-биль.
     Представители разных народов имели свои храмы и кладбища. В советское время большинство храмов было разрушено.
     Действовало несколько летних, зимний драматический и стационарный любительский театры. Летом в многочисленных общедоступных садах играли специально приглашенные симфонические и духовые оркестры. Большой популярностью пользовались русские и армянские певческие церковные хоры.
     23 марта 1914 года Николай II особым указом обращает Армавир в город.

(По материалам книги "Именитые граждане Армавира")

Редколлегия: Альтенгоф А.А. - редактор,                        Дубина О.А. - корректор
Ответственный за выпуск - Томашпольская Е.Н.
Набрано и отпечатано 23.05.02 в РИО АФЭИ
Тираж 500 экз.
Заказ № 42